Главная » Статьи » Психологам » Психолог - психологу

«Путешествие в страну Психики: Восприятие и ощущения»

Цель: раскрыть понятия восприятия и ощущения, объяснить их отличия; развитие познавательных УУД

Задачи:

  • Формирование у детей понятия об органах чувств и соответствующих им видам ощущений
  • Развитие операций анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) и синтеза  как составления целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
  • Тренировка восприятия, памяти, мышления;

Категория учащихся:  учащиеся 2-го класса в количестве 10 человек.

Оборудование:  

  • Мягкая игрушка
  • Бумажный цилиндр
  • Бланки для учащихся
  • Фрукты или овощи
  • Карандаши, фломастеры
  • Презентация РР

Здравствуйте, дорогие друзья! Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь своему соседу или соседке и пожелайте удачи. Садитесь удобнее. Прежде чем приступить к работе, мы с вами вначале настроимся на рабочий лад при помощи звуков. Руки положите на свои коленочки, закройте глазки. Произнесите звуки так долго, пока я не назову вам следующий

Н – активизация мыслительной деятельности.

О, А – настрой на работу.

Сегодня  Я приглашаю вас в удивительное путешествие в Королевство Внутреннего мира, где правит королева Психика. Но чтобы попасть туда, нам нужно пересечь море Восприятия, которое соединяет это королевство с внешним миром.

Прислушайтесь к этим словам: «Восприятие», «воспринимать»… Что они означают?  Это значит принимать мир в себя, то есть создавать для себя образ мира. В море Восприятия есть пять островов, которые называются островами Ощущений и именуются: Зрение, Слух, Вкус, Обоняние, Осязание. Они находятся на границе Королевства Внутреннего мира.

Пограничники-ощущения собирают информацию о Внешнем мире, улавливаю сигналы, которые из него поступают и передают их в штаб Восприятия. У каждого ощущения своя узкая специализация, они улавливают определённые типы сигналов. Восприятие с помощью мышления и памяти соединяет эти сигналы в целостные образы.

Например, вы видите нечто жёлтое, овальное с сильным запахом; если вы возьмёте это в руки – ощутите, что оно шершавое, упругое; постучите им по столу – оно издаёт глухой звук; попробуете на вкус -  сверху горьковатое, а внутри кислое… Что это?  (Лимон)  Вот видите, вы уже раньше воспринимали этот предмет и теперь легко узнали его по описанию. А когда вы были маленькими и впервые увидели лимон, то исследовали его с помощью органов чувств.

А какие органы чувств вы знаете? (Работа  с  цилиндром. ) Молодцы!

Итак, мы начинаем наше путешествие…

Чтение отрывка из повести Дж. Родари  «Приключения Чиполлино». «… Тот, кто первым увидел на башне знамя свободы, подумал, что это новая проделка юного графа. И вот сеньор,  задыхаясь от гнева, бежит по лестнице, перекатываясь через ступеньки. С каждым шагом он краснел и раздувался от злости. И вот добежал до верха, но … никак не мог пролезть сквозь маленькую дверцу чердака».

- Я думаю, вы догадались, кто это был? Красный, толстый, круглый, перекатывается.  Конечно, помидор. Назовите автора и название повести, где есть сеньор Помидор.

Задание  «Расставь в порядке возрастания».

«Не поздоровилось в это утро и барону Апельсину. Не буду вдаваться в подробности, но после того как он проснулся, ему пришлось от страха скатиться со своей тележки, свалить с ног два десятка генералов, плюхнуться в бассейн и проглотить золотую рыбку. Не поздоровилось и всем близким родственникам барона…» .  Давайте попробуем назвать их…

- Оранжевый, маленький, круглый, гладкий, сладкий (Мандарин)

-  Вытянутый, шершавый, жёлтый, кислый (Лимон)

- Какой мы можем с вами сделать вывод? Что же такое ощущения и восприятие?

Ощущение - это всё, что мы чувствуем, а восприятие – это то, что мы представляем, когда чувствуем.

Практическая работа на развитие ощущений и восприятия.

Из класса выходят 5 человек.

Входит 1-ый человек, ему завязывают глаза, предлагают понюхать некий объект и определить, какой он на запах. Результат записывается на доску.

Входит 2-ый человек, ему завязывают глаза, предлагают попробовать этот же объект и определить, какой он на вкус. Результат записывается на доску

Входит 3-ый человек, ему завязывают глаза, предлагают определить данный объект  на ощупь (лучше приложить к внутренней стороне предплечья). Результат записывается на доску

Входит 4-ый человек, ему завязывают глаза, предлагают определить, какой этот  объект по твёрдости и мягкости (сжимать указательным и большим пальцем).  Результат записывается на доску

Входит 5-ый человек, ему показывают   записи  на доске и предлагают определить, что это за объект.

Что помогло вам определять предметы? При помощи чего вы воспринимали эти предметы?

Мы хорошо поработали, теперь самое время немного отдохнуть (физкультминутка)

- После свержения власти апельсина и помидора простому народу стало хорошо жить, они смогли работать и учиться в совё удовольствие.    Посмотрите на таблицу с овощами и фруктами, назовите, запомните, напишите.  ( Работа в раздаточных листах)

- Что помогло справиться с этим заданием?

- Но мы совсем забыли о главных героях произведения. Кто они? Отгадайте загадки и дорисуйте. ( Работа в раздаточных листах)

Обсуждение. Молодцы!

- На следующем занятии мы продолжим наше увлекательное путешествие.

Прощание:  кричалка  «Я очень хороший»

Вы можете скачать архив оригинала занятия в Каталоге файлов - Психологам

Категория: Психолог - психологу | Добавил: Наталья (23.12.2015)
Просмотров: 364
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]