Главная » Статьи » Педагогам » Возрастные особенности

возрастные особенности школьной тревожности

 

 

 

Этап

обучения

Возрастные

задачи развития

Социально-

педагогическая

Типичные причины школьной тревожности

1 класс

Освоение приемов

учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических про- цессов

Изменяющаяся:

предполагает освоение новых вариантов

ролевого взаимодействия (ученик- учитель, ученик - одноклассники, ученик - родители ученика)

Изменение уровня и содержания требований со

стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими

(учителями). Столкновение с системой школьных оценок

2-4 класс

Развитие

познавательной сферы, выработка и закрепление эффективного стиля учебно- познавательной деятельности

Стабильная (как

правило): ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимо- действует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)

Хроническая или эпизодическая учебная

неуспешность.

Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам

5 класс

Начало процесса

смены ведущего вида деятельности с учебной на интимно- личностное общение со сверстниками

Изменяющаяся: ребенок

сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса

Необходимость осваивать «новую школьную

территорию». Увеличение количества учебных дисциплин. Увеличение числа учителей. Отсутствие преемственности требований, предъявляемых учителями начальной школы и среднего звена, а также вариативность требований от учителя к учителю. Смена классного руководителя. Необходимость адаптироваться к новому (или измененному)классному коллективу. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи

6-8

классы

Развитие

самосознания. Формирование абстрактного мышления Формирование чувства взрослости

Стабильная (как

правило): подросток находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)

Неуспешность во взаимодействии с учителями и

одноклассниками.

Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность

Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное

вторжение в школьную жизнь ребенка. Трудности переживания кризиса подросткового возраста.

Астенизация как следствие бурного физиологического развития.

9 класс

Первичное

профессиональное самоопределение -

Изменяющаяся:

подросток заканчивает основной этап школьного обучения и оказывается перед проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута

Неопределенность дальнейших жизненных

Переживание ответственности совершаемого

«посланиями» родителей и педагогов. Столкновение с ситуацией выпускных случаев. набора в 10-й класс. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

 

 

 

10 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс

Профессиональное

и личностное самоопределение

Изменяющаяся: учащийся

сталкивается с принципиально новым уровнем требований, усложнением учебной программы

Резкое усложнение учебной программы. Изменение

системы контроля и оценки знаний. Необходимость адаптироваться к новому или старому  коллективу. Неуспешность во взаимодействии с  учителями или одноклассниками.

Изменяющаяся:

Учащийся заканчивает школьное обучение и оказывается перед не обходимостью конкре- тизации собственных жизненных перспектив

Неуспешность во взаимодействии с учителями

Хроническая или эпизодическая учебная Столкновение с ситуацией выпускных Переживание ответственности совершаемого «посланиями» родителей и педагогов. Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы

 

 

Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах школьного обучения

 

 

Формы  проявления  школьной  тревожности

Классы

1

2-4

5

6-8

9

10

11

1. Ухудшение соматического здоровья

*

*

*

*

*

 

*

2. Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов)

*

*

*

*

*

 

*

3. Излишняя старательность при выполнении заданий

*

*

*

*

*

 

*

4. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий

*

*

*

*

*

 

*

5. Раздражительность и агрессивные проявления. Вербальная и

невербальная агрессия

*

*

*

*

*

 

*

6. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках

*

*

*

*

*

 

*

7. Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных

ситуациях

*

*

*

*

*

 

*

8. Страх потерять или испортить школьные принадлежности

*

 

 

 

 

 

 

9. Страх опоздать в школу

*

 

 

 

 

 

 

10. Ночные страхи, связанные со школьной жизнью

*

*

*

 

 

 

 

11. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом

*

*

*

*

 

 

 

12. Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или

сведение их к минимуму)

 

*

 

*

 

*

 

*

 

*

 

 

13. «Сверхценность» школьной оценки

 

*

*

 

 

 

 

14. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации

контроля знаний

 

 

 

*

 

*

 

*

 

*

 

*

15. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде

всего, в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников)

 

 

 

*

 

*

 

*

 

*

 

16. «Уход»в аддиктивное поведение

 

 

 

*

*

*

 

17. Избегание вопросов, связанных с собственным будущим, или

проявление показного равнодушия

 

 

 

 

 

*

 

*

 

*

18. Излишняя старательность при подготовке к экзаменам или, наоборот, полный отказ от подготовки

 

 

 

 

 

*

 

 

*

 

Категория: Возрастные особенности | Добавил: Lizard (23.11.2015)
Просмотров: 362
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]