Этап
обучения
|
Возрастные
задачи развития
|
Социально-
педагогическая
|
Типичные причины школьной тревожности
|
1 класс
|
Освоение приемов
учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических про- цессов
|
Изменяющаяся:
предполагает освоение новых вариантов
ролевого взаимодействия (ученик- учитель, ученик - одноклассники, ученик - родители ученика)
|
Изменение уровня и содержания требований со
стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими
(учителями). Столкновение с системой школьных оценок
|
2-4 класс
|
Развитие
познавательной сферы, выработка и закрепление эффективного стиля учебно- познавательной деятельности
|
Стабильная (как
правило): ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимо- действует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)
|
Хроническая или эпизодическая учебная
неуспешность.
Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.
Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам
|
5 класс
|
Начало процесса
смены ведущего вида деятельности с учебной на интимно- личностное общение со сверстниками
|
Изменяющаяся: ребенок
сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса
|
Необходимость осваивать «новую школьную
территорию». Увеличение количества учебных дисциплин. Увеличение числа учителей. Отсутствие преемственности требований, предъявляемых учителями начальной школы и среднего звена, а также вариативность требований от учителя к учителю. Смена классного руководителя. Необходимость адаптироваться к новому (или измененному)классному коллективу. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи
|
6-8
классы
|
Развитие
самосознания. Формирование абстрактного мышления Формирование чувства взрослости
|
Стабильная (как
правило): подросток находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)
|
Неуспешность во взаимодействии с учителями и
одноклассниками.
Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность
Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное
вторжение в школьную жизнь ребенка. Трудности переживания кризиса подросткового возраста.
Астенизация как следствие бурного физиологического развития.
|
9 класс
|
Первичное
профессиональное самоопределение -
|
Изменяющаяся:
подросток заканчивает основной этап школьного обучения и оказывается перед проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута
|
Неопределенность дальнейших жизненных
Переживание ответственности совершаемого
«посланиями» родителей и педагогов. Столкновение с ситуацией выпускных случаев. набора в 10-й класс. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.
|