Главная » Статьи » Педагогам » Возрастные особенности

Мотивы плохого поведения учащихся

Мотивы плохого поведения учащихся

Общение с учениками

Многие педагоги в своей деятельности пользуются педагогическим манипулированием, считая его наиболее эффективным способом общения со своими подопечными.

К каким последствиям приводит педагогическое манипулирование, мы все хорошо знаем. От вреда, приносимого педагогическим манипулированием, необходимо защищать не только учеников, но и самих учителей. При формальном общении с учениками учитель не чувствует радости, удовлетворения от своего труда. К концу рабочего дня он чувствует изматывающую усталость: надо постоянно от учеников что-то требовать, контролировать их, оценивать, наказывать, заставлять. Что же делать?

Обучение должно строиться и планироваться таким образом, чтобы оно соответствовало той последовательности, в которой перед детьми возникают те или иные проблемы. Когда школьник уяснил для себя смысл проблемы, роль учителя сводится к созданию свободной и непринужденной атмосферы, которая будет стимулировать ученика к ее решению. К. Роджерс считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если будет руководствоваться следующими правилами:

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2. Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
3. Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
4. Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5. Выступать в такой роли для каждого ученика.
6. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).

7. Быть активным участником группового взаимодействия.

8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.

9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10. Хорошо знать самого себя. Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:

— организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.);

— оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);

— дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.).


О дисциплине

Проблема дисциплины, пожалуй, одна из основных проблем школы. От дисциплины во многом зависит успеваемость учащихся. Каковы же мотивы плохого поведения учеников? Для одних детей хорошо, когда они в центре внимания; для других — когда они главные в любой ситуации; для третьих — когда они могут отомстить за обиду; для четвертых — когда их оставляют в покое.

Что же делать учителю в таком случае? Давайте познакомимся со следующей таблицей (табл. 2).

ЧЕТЫРЕ МОТИВА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ

c

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому,
а не хорошему поведению

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения
в окружении ребенка

Рост насилия
в обществе

Слишком высокие требования родителей
и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ
на обиду

«Не буду
и пробовать,
все равно
не получится»

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя
от боли и обид

Нет

Реакция учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование,
может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение
к негодованию
и страху

Профессиональная беспомощность

Реакция учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку
с помощью физического действия

Немедленно ответить силой
или уйти
из ситуации

Оправдаться
и объяснить неудачу
с помощью специалиста

Реакция ученика

Временно прекращает

Прекращает выходку, когда сам решит

Прекращает выходку, когда сам решит

Попадает
в зависимость
от учителя; продолжает ничего не делать

Способы предотвращения

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание
за хорошее поведение

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения
с учеником
по принципу заботы о нем

Поддержка ученика, чтобы его установка
«Я не могу» сменилась
на установку
«Я могу»

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Изд. 3-е. М.: ЧеРо, 2001.
2. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2000.
3. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... Дубна: Феникс +, 2000.
4. Томсон П. Самоучитель общения. СПб.: Питер, 2001.
5. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

 

 

 

 

Категория: Возрастные особенности | Добавил: Lizard (23.11.2015)
Просмотров: 612
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]