Главная » Статьи » Педагогам » Возрастные особенности |
Мотивы плохого поведения учащихсяОбщение с ученикамиМногие педагоги в своей деятельности пользуются педагогическим манипулированием, считая его наиболее эффективным способом общения со своими подопечными. К каким последствиям приводит педагогическое манипулирование, мы все хорошо знаем. От вреда, приносимого педагогическим манипулированием, необходимо защищать не только учеников, но и самих учителей. При формальном общении с учениками учитель не чувствует радости, удовлетворения от своего труда. К концу рабочего дня он чувствует изматывающую усталость: надо постоянно от учеников что-то требовать, контролировать их, оценивать, наказывать, заставлять. Что же делать? Обучение должно строиться и планироваться таким образом, чтобы оно соответствовало той последовательности, в которой перед детьми возникают те или иные проблемы. Когда школьник уяснил для себя смысл проблемы, роль учителя сводится к созданию свободной и непринужденной атмосферы, которая будет стимулировать ученика к ее решению. К. Роджерс считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если будет руководствоваться следующими правилами: 1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие. 2. Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности. 5. Выступать в такой роли для каждого ученика. 7. Быть активным участником группового взаимодействия. 8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства. 9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника. 10. Хорошо знать самого себя. Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида: — организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.); — оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.); — дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.).
Проблема дисциплины, пожалуй, одна из основных проблем школы. От дисциплины во многом зависит успеваемость учащихся. Каковы же мотивы плохого поведения учеников? Для одних детей хорошо, когда они в центре внимания; для других — когда они главные в любой ситуации; для третьих — когда они могут отомстить за обиду; для четвертых — когда их оставляют в покое. Что же делать учителю в таком случае? Давайте познакомимся со следующей таблицей (табл. 2). ЧЕТЫРЕ МОТИВА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Изд. 3-е. М.: ЧеРо, 2001.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Возрастные особенности | Добавил: Lizard (23.11.2015) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 612 |
Всего комментариев: 0 | |