Главная » Статьи » Учащимся » Подготовка к ЕГЭ

Работа с эмоциями перед экзаменами

Работа с эмоциональным состоянием

 Любое событие вызывает в нас эмоциональный отклик. Этот отклик зависит от нескольких факторов: от предыдущего опыта, от нашего представления о ситуации, от функционального состояния. 

Когда большинство из нас думает об экзамене или представляет себе процесс тестирования, внутри поднимается тревога, у некоторых, возможно, появляется страх потерпеть неудачу, у других – страх оценки. Экзамен, действительно, стрессовая ситуация, и испытывать напряжение в ней нормально. Легкие эмоциональные всплески даже полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие, разрушая деятельность, снижая результативность.

Когда же стоит задуматься о том, что переживание предстоящего испытания чрезмерно и требует определенной коррекции? Вот некоторые симптомы:

  • постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин;
  • плохой, беспокойный сон;
  • физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать;
  • снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса;
  • невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы;
  • отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям;
  • постоянно возникающее желание поплакать, пессимизм, жалость к себе;
  • снижение аппетита - хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи;
  • могут  появляться нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т.п.

Что можно сделать, чтобы предотвратить формирование негативной реакции на стресс? В первую очередь, формировать положительное отношение к экзамену.

Сделать это можно следующими способами:

*    Заранее поставьте перед собой цель, которая вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они ваши личные.

*    Представляйте в уме, визуализируйте картину успешной сдачи экзамена (как вы легко и непринужденно отвечаете на вопросы, как вас поздравляют с успешной сдачей и т.п.)  Это повышает мотивацию, помогает убрать  эмоциональные барьеры перед предстоящим экзаменом, настраивает вас на нужное спокойное состояние.

*    Воспринимайте  ошибки как то, что помогает сориентироваться в том, что вы знаете, а что нет. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

*    Понимайте, что все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, вы обязательно сдадите экзамен. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ.

*    Не придавайте событию слишком большое значение, чтобы не увеличивать волнение. ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти.

*    Мысленно можно представить себя человеком, который имеет все желательные для вас качества.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

 

Список литературы

Костылева А. Как успешно сдать ЕГЭ. Технология психологического сопровождения старшеклассников // «Школьный психолог», 2010, № 3;

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2001;

Тушканова О.И. Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках. Волгоград: «Центр психологии и педагогики», 1999;

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер.

 

 

Категория: Подготовка к ЕГЭ | Добавил: Fipss (25.11.2015)
Просмотров: 481
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]